Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Разновидности гимнастики

Логопедические упражнения при дизартрии бывают разных видов, и оба из них борются с симптомами заболевания. Следует рассмотреть, какие именно варианты гимнастики существуют.

  • Пассивная. Подобные упражнения при дизартрии используются в той ситуации, Если из-за утраты мышечной силы несовершеннолетний не может самостоятельно выполнять движения. Коррекция подразумевает одностороннюю работу, когда специалист будет механически воздействовать на органы речи малыша, к примеру, при помощи палочек, зонда или рук. Это позволяет сделать лучше мышечный тонус, а также нормализовать их функционирование. Как итог, ребёнок постепенно сможет самостоятельно выполнять гимнастику.
  • Активная. Она рекомендована, если у ребёнка лёгкая форма отклонения. Также на неё могут перейти при заметных улучшениях после пассивной гимнастики. Ребёнку придётся повторять движения за специалистом, чтобы улучшить функцию речевого аппарата. При этом часто применяются специальные предметы, которые понадобится удерживать во рту.

При регулярном выполнении гимнастических упражнений удастся добиться расслабления зажатых лицевых мышц, поставить силу голоса, укрепить мышцы лица, а также усилить кровоток к органам речи. Помимо этого, специалист сможет поставить ребёнку верное произношение слогов и звуков. Именно по этой причине гимнастика рекомендована для детей, у которых была диагностирована дизартрия.

Метод миокоррекции, направленный на укрепление мышц при исправлении зубочелюстных аномалий, в течение длительного времени активно применяется ортодонтами. Сегодня миокоррекционные упражнения взяли на вооружение и логопеды, поскольку всё чаще фиксируется сложная структура речевых дефектов, которая требует междисциплинарных подходов для устранения нарушений.

Логопеды, работая над произносительной стороной речи, формируют следующие навыки:

  • Артикуляционный уклад звуков;
  • Просодические компоненты, правильный ритм, темп, внятность речи;
  • Достаточный речевой выдох.

Всё это требует хорошей мышечной динамики. В коррекционных занятиях по исправлению звукопроизношения выделяют следующие виды миогимнастических упражнений:

  • Для мимических мышц;
  • Для круговой мышцы рта;
  • Для мышц головы и шеи;
  • Для мышц языка;
  • На развитие физиологического и речевого дыхания;
  • На развитие кинестетической и кинетической организации артикуляционной моторики;
  • На правильную артикуляцию определённых звуков.

Равновесие мышц достигается миогимнастикой без использования вспомогательных средств и мышечной гимнастикой с помощью дополнительных приспособлений:

  • Активаторов для развития круговой мышцы рта;
  • Резиновых колец;
  • Вестибулярных пластин;
  • Миофункциональных трейнеров.

Миофункциональные трейнеры, разработанные ортодонтами, корректируют и предупреждают орофациальные нарушения. В логопедической практике их используют со следующей целью:

  • Для активизации кинестетических афферентаций, создания артикуляционной базы для шипящих, сонорных звуков;
  • Для улучшения подвижности языка, его тонуса, чувствительности и нормализации тонуса артикуляционных мышц, которые принимают участие в продуцировании всех фонем;
  • Для улучшения мышечного тонуса нижней губы, растягивания подъязычной связки и верхнегубной связки;
  • Для иннервации мягких тканей нёба, массажа альвеолярных отростков, тренировки жевательных и мимических мышц.

Для миогимнастики при дизартрии применяют вестибулярные пластинки с бусинкой. Бусинка является динамическим элементом, стимулирующим определённые зоны языка и нёба. Щиток пластины располагается между губами и зубами, анатомически повторяя форму челюстей. Логопед, в зависимости от поставленной задачи при коррекции звукопроизношения, опускает бусинку вверх или вниз, то есть, работает с мышцами кончика или корня языка, нёбом.

Дети со стёртой дизартрией отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети, страдающие функциональной дислалией (нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата). У детей со стёртой формой дизартрии врачи выявляют следующую неврологическую симптоматику:

  • Стёртые парезы (неполные параличи);
  • Гиперкинезы (избыточные насильственные двигательные акты, возникающие помимо воли пациента);
  • Нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах.

Нарушения нервно-психических значительно больше выявляется при лёгких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Работа логопеда с пациентами, страдающими стёртой формой дизартрии, не ограничивается постановкой и исправлением дефектных звуков. Она имеет более широкий диапазон коррекции речи ребёнка в целом.

При стёртой форме дизартрии логопеды вводят в план коррекционной работы дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики (интонационно-выразительной окраски речи). Учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии, детям со стёртой формой речевого расстройства проводится дифференцированный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Детям с повышенным тонусом и гиперкинезами проводят расслабляющий массаж. Применяют следующие приёмы:

  • Похлопывание;
  • Поколачивание;
  • Лёгкую вибрацию;
  • Поглаживание не более 1,5 минут.

Все движения выполняют от периферии к центру: от висков к середине губ, носу, центру лба. Детям с пониженным тонусом делают укрепляющий массаж, который включает глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до трёх минут. Все движения выполняются от центра лица в стороны: от середины губ к углам, ото лба к вискам, от середины языка к кончику, от носа к ушам.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Для нормализации моторики артикуляционного аппарата выполняют упражнения для жевательных мышц:

  • Открыть и закрыть рот;
  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд;
  • Надуть щёки и расслабить.

Пациенты выполняют движения нижней челюсти вбок, втягивают и расслабляют щёки, открывают рот с запрокидыванием головы назад, закрывают рот и держат голову прямо.

Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щёк включает следующие упражнения:

  • Одновременное и попеременное надувание обеих щёк;
  • Втягивание щёк в ротовую полость;
  • Вытягивание вперёд «хоботком» сомкнутых губ, а затем возврат их в нормальное положение.

Пациентам предлагают сделать «оскал» – растянуть губы в стороны, плотно прижать к дёснам, обнажить оба ряда зубов, втянуть губы в ротовую полость при раскрытых челюстях, поднять только верхнюю губу, обнажив верхние зубы, оттянуть нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». Логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи. Он на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведён к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Постепенно речевой материал усложняется. Когда речь начинает улучшаться, появляются ритмичные фразы различной длины.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Для развития правильного речевого дыхания логопеды применяют следующие методики:

  • Специальные игры-упражнения (игру на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей);
  • Фонетическую ритмику;
  • Голосовые упражнения.

Для формирования просодической стороны речи применяются упражнения по развитию ритма, освоению ритмики слова. Пациентов знакомят с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, формируют интонационную выразительность в экспрессивной речи. Сенсорные нарушения преодолевают, развивая пространственно-временные представления, выполняя упражнения по развитию осязания.

Причины

Следует понимать, что основная причина дизартрии – это поражение головного мозга, в результате которого органы, участвующие в процессе речи, отличаются малой подвижностью. То есть, плохо выполняют свою функцию голосовые связки, язык, губя и нёбо.

При этом существует немало провоцирующих факторов, которые могут привести к появлению заболевания. Именно по этой причине человеку важно выяснить, что в конкретной ситуации привело к появлению недуга.

Основные причины:

  • Вирусные болезни, перенесённые матерью при беременности. Они могут негативно сказаться на развитии плода.
  • Тяжёлые или слишком быстрые роды. Это тоже повышает вероятность столкнуться с дизартрией.
  • Сильный токсикоз на ранних сроках беременности.
  • Неправильное развитие плаценты и преждевременное её отслоение.
  • Сосудистая недостаточность. Эта причина может у взрослых спровоцировать нарушение речи.
  • Инсульт. Из-за него нередко повреждаются области головного мозга. Как итог, человек сталкивается с дизартрией.
  • Генетические или дегенеративные болезни нервной системы. К ним можно отнести, к примеру, болезнь Альцгеймера и Хантингтона. В этом случае нарушение речи будет не главной проблемой, которая потревожит человека.
  • Рассеянный склероз. Он может возникнуть в любом возрасте. Как итог, у человека могут возникнуть проблемы с выражением своих мыслей словами.
  • Бульбарный паралич астенического типа.

Воспалительный процесс головного мозга или новообразование. Это тоже негативно сказывается на функционировании органа, из-за чего человек начинает страдать от дизартрии.

К слову, даже травмы головы, лекарственная передозировка, отравление угарным газом способны привести к возникновению и развитию заболевания. Именно по этой причине человеку важно внимательно следить за своим здоровьем и предотвращать возникновение негативных факторов.

Причины дизартрии

В большинстве случаев дизартрия наблюдается именно у детей, и в такой ситуации крайне важно вовремя её распознать и начать лечение. Тогда будет возможность значительно улучшить самочувствие, а также не допустить развития патологии.

Симптоматика

Расстройства речи важно сразу обнаружить и принять меры для улучшения самочувствия. Чтобы можно было своевременно распознать недуг, понадобится запомнить его основные симптомы. Их немало, при этом большая часть из них наблюдается именно у детей.

Признаки:

  • Проблемы с произношением звуков. Дети их искажают и коверкают. Поначалу их речь могут понимать только родители, при этом по мере развития заболевания даже мама и папа могут утратить подобную способность.
  • Трудности при освоении письменной речи. Если ранее ребёнок не осваивал данный навык, тогда с этим нередко появляются проблемы.
  • Ребёнку тяжело жевать и проглатывать пищу. Это связано с тем, что наблюдается слабость лицевых мышц.
  • Ухудшение функции голосообразования. Может измениться интонация, ритм и темп речи. При этом подобное способно произойти как внезапно, так и постепенно. Например, ребёнок может начать тихо разговаривать.
  • Недоразвитость крупной и мелкой моторики. Ребёнок может тяжело прыгать на одной ноге, вырезать фигуры из бумаги, шнуровать обувь и застёгивать пуговицы.

Симптомы могут отличаться в зависимости от того, какая форма заболевания имеется у человека. Именно по этой причине признаки могут меняться, но наличие хотя бы одного из них говорит о том, что у человека имеются значительные проблемы с речью. Следовательно, нужно будет обратиться к врачу, чтобы пройти диагностику и начать лечение.

Помимо стандартных методов терапии, ребёнку рекомендована артикуляционнаягимнастика. С её помощью удастся значительно улучшить произношение звуков, если регулярно выполнять упражнения.

Наши специалисты

Андрей Игоревич Волков
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
Дарья Дмитриевна Елисеева
врач-невролог, кандидат медицинских наук
Татьяна Александровна Косова
Заведующий отделением восстановительной медицины – врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт
Елена Геннадьевна Петрова
Врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук
Максим Владимирович Чулков
Инструктор-методист, кинезитерапевт Юсуповской больницы
Сергей Олегович Молчанов
Инструктор-методист по лечебной физкультуре

Варианты упражнений

Логопедическая гимнастика должна выполняться регулярно, даже в домашних условиях. В этой ситуации можно будет добиться действительно впечатляющих результатов. Следует запомнить полезные упражнения, которые улучшат состояние пациента.

Различные упражнения:

  • Нужно растягивать губы руками так, чтобы они приняли положение улыбки. При этом их следует зафиксировать на несколько секунд. Также понадобится сильно смыкать губы и воссоздавать положение, которое необходимо для произношения конкретных звуков, таких как «О», «У», «Э» и другие.
  • Следует выполнять покашливание с открытым ртом, при этом во время него необходимо высунуть язык. Также необходимо медленно проглатывать воду, а также удерживать её во рту и имитировать процесс полоскания. Следует постараться чётко и медленно произносить различные звуки, например, «К», «Г», «Т» и «Д». Это хорошие упражнения для разминки глотки и нёба.
  • Ребёнку будет полезно самостоятельно вытягивать губы в трубочку, а также удерживать открытым рот, чтобы были видны зубы. Помимо этого, малыш должен самостоятельно постараться растянуть губы в улыбку, при этом специалист будет минимально его в этом поддерживать. Это удачные статистические упражнения, которые позволят улучшить речь.

Точную схему гимнастики необходимо разрабатывать, основываясь на индивидуальные особенности ребёнка. В этом случае удастся добиться наилучшего результата, если регулярно выполнять упражнения. Безусловно, это не единственный метод терапии, который потребуется использовать. Только комплексная схема лечения позволит добиться максимально положительного результата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский справочник
Adblock detector